В Ачинском драматическом театре завершается работа в творческой лаборатории «Активизация классики». В ней принимают участие три молодых режиссёра из разных городов: Искандер Сакаев (Петербург), Александр Ряписов (Нижний Новгород) и Артём Терёхин (Астана).
Творческая лаборатория – это инструмент для поиска и площадка для экспериментов. А ещё – исследование самого себя и места, которое занимаешь в жизни. И в то же время своеобразная дуэль, борьба за оценку зрителя. Люди творческой профессии отличаются от всех прочих способностью творить. Изобретать, фантазировать, создавать собственные миры и населять их обитателями. И неважно, поэт он или писатель, художник или скульптор, дизайнер или архитектор, композитор или режиссёр… Я побеседовала с ними:
– Расскажите, пожалуйста, о себе…
Искандер Сакаев:
– Работаю в Петербурге, Москве и ближнем зарубежье.
Александр Ряписов:
– Приехал из Нижнего Новгорода, но последние два месяца не вылезаю из Сибири, в конце августа – начале сентября участвовал в Шарыповской лаборатории, а 17 сентября состоялась моя премьера в Лесосибирском театре – ставил пьесу Воропаева «Уфо». После этого и приехал в Ачинск. Работаем с утра до вечера – ставим с труппой вашего театра эскизы.
Артём Терёхин:
– А я приехал из Красноярска, пока не работаю ни в одном театре, до этого два года возглавлял Лысинский драматический театр имени Анатолия Савина. Вольный художник.
– Возможно, что у вас есть цель остаться в Ачинском драматическом театре?
Александр Ряписов:
– Сказать – «нет», обидеть ваш театр. Здесь уже есть главный режиссёр. Честно: для меня важнее участвовать в работе самой лаборатории. Это – территория эксперимента, на которой можно проверить себя и попробовать сделать то, чего ты не делал никогда. В целом спектакле это невозможно, так как он является продуктом за деньги. А в эскизах, которые мы предложили ачинским зрителям, пожалуйста!
Добавляет Искандер Сакаев:
– Эскиз – это микроспектакль, который нельзя судить по критериям полноценного драматического действа. Здесь нет такой задачи, чтобы тебя купили, а зритель ломился в кассу. Поэтому, в принципе, можешь позволить себе всё.
– Искандер, а что нового получает в итоге вашей работы в Ачинске зритель?
– Нестандартные впечатления. Например, в моём случае использован вообще провокационный подход в выборе эскиза: как таковой, пьесы не существует, текст произведения – не очень совершенен, это – советский эпос («Мальчиш-Кибальчиш» А. Гайдара. – Авт.) Однако он располагает к раздумьям и фантазиям. Что стало бы с главным героем, если бы он остался жить? После показа эскиза состоялось интересное обсуждение с залом. При этом я совсем не хотел потрясти зрителей их же интересными предположениями, просто хотел проверить – получилось ли у меня что-то стоящее?
– То есть зрители стали вашими подопытными кроликами?
– Скорее – соучастниками диалога. Обсуждения после эскизов – это ещё одна радость лаборатории. Хорошо и для театра – таким путём он понимает запрос зрителя.
Мне вообще кажется, что идея взять для работы советские тексты – грандиозная.
– Александр, а вы с чем приехали на лабораторию?
– Перечитав несколько произведений, всё же остановился на «Сорок первом» Лавренёва. Стало интересно, а чтобы бы случилось со мной, если бы попал в этот разлом? А как чувствовал себя человек, когда этот разлом проходит через тебя, через сердце и душу?
– Вы, Артём?
– У меня – «Собачье сердце» Булгакова. Я, в отличие от коллег, – менее советский человек, так как родился в 1984‑м и застал только перестройку, но мне интересны советские тексты. Несколько лет назад в Ачинском драматическом театре шла моя постановка «В поисках радости». Интересны потому, что это – огромный пласт истории, который мы пытались некоторое время назад забыть. Сейчас он приобретает актуальность.
Искандер Сакаев:
– Тогда просто писали лучше в силу того, что был жёсткий отбор и цензурная планка.
Эскизы этих трёх режиссёров проходили на сцене с 1 по 5 октября. Зрителям было предложено не только посмотреть их, но и принять участие в обсуждении сразу после показов. А затем и проголосовать, выбрав единственный вариант из трёх: «оставить, как есть», «продолжить работу», «забыть, как страшный сон». Вполне возможно, что эскиз, который получит вторую оценку, перерастёт в спектакль на ачинской сцене.
Нужно отметить, что лаборатория в нашем театре стала возможна благодаря поддержке Центра культурных инициатив Министерства культуры Красноярского края и Красноярского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ.