Об этом нам рассказала местная актриса Антонина Крупенникова. По её словам, люди всё меньше и меньше интересуются театральным искусством. И дело здесь не в том, что человек больше не тянется к прекрасному, а в том, что прекрасного на ачинских подмостках осталось немного.
Когда амбиции превыше…– В то воскресенье мы уже были готовы к выходу на сцену: в гриме, костюмах, когда нам объявили, что спектакля не будет, потому что зрителей нет, – вспоминает Антонина. – Я была в шоке. За 20 лет работы в театре представления отменяли по разным причинам: болезнь актёра, отсутствие электричества, но не помню, чтобы из-за того, что публики нет.
И ведь, действительно, театр перестал быть центром культурной жизни города и довольно давно. Если раньше поход на спектакль был для людей событием, то теперь в храм Мельпомены люди попадают по воле случая. Да и само учреждение как-то незаметно исчезло из поля зрения местного общества. Когда-то в каждом уголке Ачинска можно было встретить колонну с афишей АДТ, баннер, растяжку – теперь их нет. Здание стало безликим и затерялось на фоне других полуразрушенных памятников архитектуры в Старом центре.
– Людям не нравится то, что они сейчас видят на нашей сцене, – говорит Антонина Крупенникова, – я разговариваю со знакомыми и понимаю, что поклонников нашего театра остаётся всё меньше. Исполняющий обязанности главного режиссёра воплощает в постановках какие-то свои замыслы, и совершенно не хочет видеть тот факт, что публика далеко не всегда принимает его творчество.
Всё изменилось с приходом сюда нынешнего директора Елены Паньковой. С тех пор театр будто оторван от города. Может, сказывается то, что руководитель сама не местная и ей не слишком интересно мнение простых горожан? Мы провели опрос на сайте «НП». В нём приняли участие несколько десятков человек, и среди них не нашлось ни одного, кто бы посещал каждую премьеру. Мнения разделились среди двух вариантов «Хожу, но очень редко» – 40 % и оставшиеся 60 % признались, что «вообще не ходят в театр».
«Зритель чувствует, что не нужен…»– Здесь очень большая недоработка административного аппарата, – уверен бывший актёр Валерий Валуев. – Можно всех собак повешать на распространителей билетов: плохо работают. Но они, в свою очередь, говорят, а что они могут предложить людям? Насколько я знаю, по документам сейчас в театре идут больше десятка спектаклей. А на самом деле – четыре–пять.
Валерий сам много лет выходил на местную сцену, его родители – известная актёрская чета Мингалёвых. Театральную кухню он знает, как никто. По его мнению, сейчас в стенах учреждения больше видимости творчества, чем самого искусства. Руководство занято тем, чтобы хорошо выглядеть в отчётах перед министерством культуры, а не тем, чтобы радовать зрителя качественными постановками. Это уже камни в огород и. о. главного режиссёра Дмитрия Нуянзина.
– Антонина Крупенникова и Надежда Суханова его привели в театр, и сильно им восхищались. Вот теперь пожинают плоды. Хотя, когда Дмитрий Анатольевич приезжал к нам на разовые постановки, он действительно производил хорошее впечатление. Теперь, являясь главрежем на постоянной основе, он показал своё «я», в рамки которого совершенно не вписываются потребности зрителя. Он даёт публике не то, что она хочет, а то, что хочет он сам. Вот отсюда и полупустые залы на премьерных показах. Отмена спектакля по причине отсутствия зрителя – это катастрофа. И она случилась. И снова повторится, если руководство театра не изменит своего отношения. Зритель всё чувствует, и то, что он здесь не нужен, тоже.
Лично сам последний раз посещал театр во время открытия сезона. На премьере постановки «41-й» свободных мест в зале было достаточно. На «Маленьких трагедиях» сам не присутствовал, но, говорят, аншлага тоже не наблюдалось.
Не надо драматизировать…Дмитрий Нуянзин не стал отрицать очевидного: в театр действительно ходят немногие. Это факт, и имеем мы его в силу разных причин.
– Да, действительно недавно детскую сказку отменили, по причине отсутствия зрителя, – не скрывая, рассказывает исполняющий обязанности главного режиссёра театра. – Здесь пробел в работе маркетинговой службы. Это их задача продавать билеты, создавать рекламу, привлекать аудиторию. Их промах.
– Но такая ситуация не считается из ряда вон?
– Отмена спектакля – катастрофа. Этого не должно быть. И для нашего театра это нетипично.
– А не придёт время, когда станет нормой? Ведь людей действительно ходит всё меньше. Почему?
– Сейчас век прагматизма. Во все времена люди тянулись к искусству, когда были деньги и свободное время. Сейчас и с одним, и с другим у населения дефицит. Кроме того, театроведы на протяжении нескольких столетий утверждали, что: «Театр – это игры больших, богатых городов». И речь здесь идёт не столько о цене на билеты. Ведь, чтобы поставить на сцене что-то действительно масштабное, зрелищное, требуются большие деньги.
– То есть вы говорите о качестве спектаклей?
– Конечно. Нам не дают столько денег, чтобы воплощать на ачинских подмостках какие-то монументальные представления. Отсюда и небольшой интерес публики.
– Но это уже планомерное движение вниз...
– Ситуации с посещением театра цикличны. Уже были времена, когда мы переживали здесь пустые залы – 90-е годы. Тогда приходили на представление по 15–20 человек. Спектакли, конечно, не отменяли, играли для тех, кто есть.
– Но дело в том, что театр сейчас как будто оторван от города. Нет афиш, репертуара? Почему?
– Сейчас каждое рекламное место стоит денег. А по этим статьям край выделяет суммы, поверьте, очень небольшие.
– Ну, может, с местными властями договориться?
– Пробовали. В своё время бетонные афишные тумбы, которые находятся на углах Троицкого парка, были нам безвозмездно отданы в пользование. Но 4 года назад пришло предписание от КУМИ, что мы не имеем права размещать там свою рекламу. Мы снова попытались договориться с администрацией, последовал ответ: «Выкупайте!» Так что моментов, объективных и субъективных, очень много. Говорить о том, что мы целенаправленно гоним зрителя от себя – глупо. Время для нас сейчас непростое. Но взлёты и падения были всегда и будут в будущем. Конечно, что-то и от нас зависит. Руководству, на мой взгляд, необходимо сделать более результативной работу маркетинговой службы.
P.S. В этой ситуации поднапрячься бы нужно всем, без исключения. Директору, обязанность которого «делать кассу», режиссёру, от которого напрямую зависит, что увидит зритель и захочет ли ещё раз прийти в стены театра. И, конечно, актёрам, ведь они, собственно, и есть то живое искусство, ради которого люди веками ходили на представления. Возможно, плохую роль сыграло то, что в своё время малые театры перевели на бюджетное финансирование. И это расслабило. Зачем напрягаться, если деньги всё равно «спустят» сверху? Больше не надо «ногами» зарабатывать. Но мы живём в России, и лафа может закончиться в любой момент, а тогда финита ля комедия… А шоу должно продолжаться.